Секреты кинематографа
Говоря о сюжетно-драматургической нагрузке на крупный план, нельзя забывать, что она зависит и от характера самого произведения, его жанра, и от творческой манеры сценариста, режиссера и оператора. Некоторые режиссеры в отдельных случаях избегают пользоваться крупным планом, из-за большого масштаба человеческого лица, усматривая в нем нарушение жизненности впечатления.
Работа оператора над крупным планом требует большой тщательности в выборе композиции и освещения.
Кинофильм состоит из отдельно снятых кадров или, как принято их называть, монтажных планов. Каждый такой план является частью единого целого — монтажной фразы, которая в свою очередь входит составным элементом в эпизод, сцену фильма.
Есть определенные, проверенные опытом создания фильмов, закономерности, которые являются азбукой монтажного строя и, как правило, соблюдаются во всех грамотно сделанных фильмах *.
В отношении «монтируемое по свету» есть также свои закономерности, в первую очередь заключающиеся в том, что взаимно монтирующиеся планы должны быть идентичными по общему тону и по направленности основного рисующего света.
По тону будут монтироваться те планы, в изобразительном решении которых соблюдено единство плотности как теневых, так и освещенных участков кадра.
По направленности света следует монтировать те планы, которые, будучи сняты по одной и той же оптической оси, сохраняют один и тот же светотеневой рисунок (например, при переходе со среднего на крупный план или наоборот). Кадры с мягким тональным освещением и кадры с резко выраженной светотенью ставить рядом нельзя.
Правда, при переходе на крупноплановые композиции оператору полезно разработать более детальную схему освещения, с целью выявить работу мимических мышц лица актера, подчеркнуть светом блеск глаз или, напротив, погрузить их в глубокую тень и т. п. Все эти допуски зависят от художественного вкуса и чувства меры оператора.
http://